«Милан» и Elliott: хедж-фонд пытается изменить итальянский футбол
Был октябрь 2018-го. Паоло Мальдини спорил с Гордоном Сингером по поводу денег. Бывший капитан «Милана» и сборной Италии хотел, чтобы глава лондонского офиса хедж-фонда Elliott Management, который основал его отец, миллиардер Пол Сингер, открыл кошелек.
Не так давно Elliott провернул одну из самых резонансных авантюр с того момента, как конфликтовал с правительством Аргентины по поводу государственных долгов. Фонд получил контроль над семикратным победителем Лиги чемпионов.
Сингера-младшего попросили профинансировать скромную по меркам Elliott сделку – 35 миллионов евро за бразильского полузащитника Лукаса Пакета. Но трансфер не вписывался в бюджет, который выделили клубу. Мальдини убеждал, что стоит потратиться на игрока, который может очень помочь «Милану».
Мистер Сингер сдался: «Давайте сделаем это».
«Это очень вдохновило, – говорит Мальдини, вспоминая тот разговор. – Мы увидели страсть, стремление создать что-то яркое и успешное».
Беседа футбольной легенды и финансиста – олицетворения одного из самых интересных вопросов спортивной индустрии и мира итальянского бизнеса. Сможет ли самый влиятельный хедж-фонд в мире найти подход к капризному миру футбола?
Представителям Elliott не нравится, когда покупку футбольного клуба называют сделкой, тешащей самолюбие. Они не скрывают – им нужна прибыль. Все просто: победы на поле, рост прибыли, рост стоимости клуба, продажа, прибыль. Пока что на словах это выглядит проще, чем на деле.
Вывод о планах Elliott по поводу «Милана» сделаны на основе более десятка интервью работников фонда и клуба, а также банкиров, агентов, аналитиков и работников других футбольных клубов.
Задача Elliott – поставить на ноги падшего гиганта. В последний раз «Милан» выигрывал чемпионат Италии в 2011-м. Пять лет команда не попадает в Лигу чемпионов. За последние десять лет годовой доход клуба, по информации Deloitte, застыл на уровне около 200 миллионов евро. Мадридский «Реал», самый прибыльный клуб мира, за этот же период увеличил доходы почти в два раза – до 750 млн евро в год. В лучшие времена «Милан» покупал сильнейших игроков мира. Сейчас вынужден довольствоваться игроками поскромнее.
Для Elliott многое стоит на кону. Провал в «Милане» станет ударом по репутации. Особенно в Италии, где фонд сейчас борется за будущее Telecom Italia и CHN Industrial, компаний, которые контролирует семья Аньелли, владельцы «Ювентуса».
«Мне кажется, будет очень сложно привести «Милан» в порядок и продать его за миллиард евро, – говорит работник клуба, пожелавший остаться неназванным. – Думаю, тут идет какая-то другая игра, которую я не вижу. Возможно, сын Сингера просто захотел быть вовлеченным в футбол. У них так много денег, что можно это себе позволить».
Это мнение опровергают близкие к главе Elliott люди. Они подчеркивают, что в фонде сосредоточены на бизнесе. Еще одна сделка прошла незаметной – Elliott помог справиться с долгами французскому «Лиллю» и увеличил свое присутствие в футбольном мире.
Многое зависит от результатов «Милана» на поле. Команда проиграла четыре раза за шесть туров, и после поражения от «Фиорентины» 1:3 болельщики скандировали: «Это руководство не заслуживает нас».
«В прошлом сезоне у 14 из 16 клубов, которые вышли в плей-офф Лиги чемпионов, были самые высокие доходы, – говорит Мальдини. – Мы – не волшебники. Мы знаем это».
«Милан» больше не относится к футбольной элите
Доходы клубов за год (в млн евро)
В апреле 2017-го малоизвестный китайский бизнесмен Юнхун Ли привлек к себе внимание мировой общественности, купив «Милан» у Сильвио Берлускони за 740 миллионов евро. Бывший премьер-министр Италии владел клубом три десятка лет. Для сделки Ли понадобился кредит от Elliott – 300 млн евро.
По словам людей, которые в курсе переговоров, у Ли был масштабный план по выходу с клубом на китайский рынок. Представители Elliott ставили эту стратегию под сомнение, во многом из-за того, что информация о происхождении средств Ли была ограничена.
По условиям Elliott, либо Ли выплачивал кредит с 11% годовых, либо отдавал фонду контроль над клубом. В июле 2018-го осуществился второй сценарий. По словам представителей Elliott и «Милана» больше они не контактировали с китайским бизнесменом. Взять у него комментарий не удалось.
Eliott инвестировал в «Милан» 50 млн евро, чтобы укрепить финансовое состояние. Клуб обошелся фонду в 400 миллионов – чуть больше половины от суммы, в которую он оценивался несколькими месяцами ранее. Руководство фонда решило не продавать «Милан», а привести клуб в порядок.
Первый шаг – приглашение компетентных менеджеров. Бывший СЕО «Арсенала» Иван Газидис, который иногда играл в футбол с Гордоном Сингером, получил аналогичную должность в «Милане».
«Знаете, в этом бизнесе сложно не рассуждать и просчитывать решения, – говорит Газидис. – Он непростой с точки зрения эмоций… 23 миллионера пытаются загнать кусок кожи в ворота… Миллионы людей со всего мира инвестируют деньги в их умение делать это хорошо».
С приходом Газидиса клуб начал вести переговоры с сотнями брендов в поисках спонсоров. Это новый вектор работы для клуба, в котором раньше не было продажников. «Наверное, я преувеличу, называя это Каменным веком, но рекламная команда «Милана» точно отставала лет на десять от клубов английской Премьер-лиги и на два-три года от топовых клубов Италии», – говорит Каспер Стилсвиг, новый директор «Милана» по прибыли и бывший директор «Манчестер Юнайтед» по работе со спонсорами.
Но есть препятствия, которые сложно преодолеть. В прошлом сезоне клубы Серии А получили 1,2 миллиарда евро за продажу прав на телетрансляции, на два миллиарда меньше, чем клубы АПЛ. Eliott ищет, за счет чего можно увеличить стоимость «Милана».
В сентябре «Милан» сыграл против «Интера» на «Сан Сиро», 93-летнем стадионе, который клубы делят между собой. За час до матча президент «Милана» Паоло Скарони встретился с Маттео Сальвини, лидером правой партии Лиги Севера, который стремится стать премьер-министром.
У Скарони множество связей по всей Италии. Говорят, во многом поэтому его выбрали в Elliott – перед ним ставятся задачи локального характера. Обсудить с Сальвини, большим поклонником «Милана», перспективы строительства нового стадиона – одна из таких.
«Милан» и «Интер» готовы инвестировать 1,2 миллиарда евро. Новый стадион планируют построить до 2023 года, рядом с «Сан Сиро», который снесут. Клубы получат аренду земли на 90 лет, прибыль от матчей будет идти в их бюджет. За год она вырастет с нынешних 40 миллионов евро до 100 млн и приблизится к цифрам «Барселоны», которая в год зарабатывает 145 млн евро.
Это решение еще требует одобрения от мэра Милана. Впрочем клубы угрожают начать строительство в любом случае.
«Работая в «Милане», тебе нужно забираться на две вершины одновременно, – говорит Скарони, заместитель председателя инвестиционного банка Rothschild. – Одна – это финансовые результат. Вторая – спортивные. Все это связано. Если проигрываешь матчи, падает спонсорская прибыль. Стадион пустеет, у тебя нет денег на новых игроков».
Исходя из стоимости футболистов, «Милан» в прошлом сезоне должен был сыграть лучше
График отношения результатов команды и стоимость игроков.
Но Elliott необходимы улучшения прямо сейчас. «Мы хотим побеждать на поле, – говорит Франк Тулли, старший управляющий портфелем активов. – Хотим, чтобы игра команды нравилась болельщикам. Нужно играть хорошо, чтобы участвовать в Лиге чемпионов».
Топовые европейские клубы зарабатывают на участии в Лиге чемпионов. В прошлом сезоне между участниками были разделены около двух миллиардов евро. Но чтобы регулярно попадать в ЛЧ, «Милану» необходимо конкурировать с другими сильнейшими командами Италии.
Клуб нанял двух легенд «Милана» – Паоло Мальдини и Звонимира Бобана – чтобы они отвечали за спортивные результаты. «Наше присутствие тут – своеобразная гарантия для болельщиков, что клубу не понадобится десять лет для возвращения на былые позиции», – говорит Мальдини. По его словам, если «Милан» не вернется в Лигу чемпионов в ближайшие три-пять лет, это будет полным провалом.
Директорам приходится считаться с требованиями Elliott – не подписывать стареющих звезд, делать ставку на молодых игроков, которых потом можно дорого продать.
Сейчас «Милан» не может тратить больше, чем конкуренты. В этом сезоне клуб согласился на исключение из еврокубков, чтобы привести в порядок финансы и соответствовать правилам финансового фейр-плей.
Клуб не продлил контракты с несколькими игрокам, сэкономив 20 миллионов евро в платежной ведомости. Средний возраст команды снизился – теперь она самая молодая в Серии А.
У такого вектора есть проблемы. «Молодая команда с молодыми игрокам не выиграет Лигу чемпионов. Это очевидно», – говорит Мальдини. «И даже скудетто, – добавляет Бобан – Наша мечта – результаты в будущем. У Elliott другое видение… Надеюсь, мы сможем найти путь, который всех удовлетворит».
Кое-кто жалуется, что Eliott требует слишком многого – и строить проект на будущее, и побеждать сейчас. Близкий к клубу человек говорит, что в клубе идет «странная борьба за власть». Легенды во главе и люди в их подчинении, которые действуют по принципу Манибола, используют статистику, чтобы найти потенциальных новичков среди недооцененных игроков. Среди новых работников: Хендрик Алмштадт, бывший функционер «Арсенала», который учился в Гарварде и Лондонской школе Экономики, и Жоффри Монкада, бывший глава скаутов «Монако».
Но три поражения подряд перед победой над «Дженоа» ставят под сомнение будущее тренера Марко Джампаоло, которого пригласили только летом. С проблемами «Милана» контрастирует ситуация в «Интере» – клуб потратился на трансферы и возглавляет таблицу.
«Милан» оверперформил в прошлом сезоне
Соотношение набранных очков и ожидаемых очков
Elliott пытается совместить современное мышление с историческими традициями клуба, но это непростой процесс.
«Они вручили Мальдини и Бобану заряженный пистолет, – говорит инсайдер из клуба. – Если попытаются уволить Мальдини, он скажет, что владельцы не понимают «Милан». Плохая пресса может на многое повлиять. Фонд очень рискует, владея таким великим клубом как «Милан».
Но пока что Мальдини и Бобан защищают владельцев, благодаря тех за спасение клуба от банкротства. В Elliott, в свою очередь, верят, что снижение стоимости клуба привлечет потенциальных покупателей. Знающие люди говорят, что продать его планируют примерно за миллиард евро.
Выходит, фонд очень зависит от превратностей спортивной судьбы. «Результаты работы будут видны в конце, – говорит менеджер Elliott Джорджо Фурлани. – Каким бы ни был конец».
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.